История создания
мастерской
Городок художников на Масловке – комплекс из четырёх домов, построенных в 1930-50гг.
Являет собой уникальное место, признанное памятником культурного наследия города Москвы. Градостроительный замысел не был реализован полностью, но даже то, что было построено, позволяет оценить оригинальность идеи удобного компактного проживания людей, объединённых по цеховому признаку занятия изобразительным искусством.
В этих домах мастерские соседствуют с жилыми помещениями, здесь удобно работать и приятно находиться, ощущая себя в кругу коллег и единомышленников.
Городок художников
Мастерская литографии
Литографская мастерская тоже была запроектирована здесь с момента постройки дома. Помещение принадлежало Московскому союзу художников и вся работа мастерской полностью обеспечивалась государственными дотациями. Материалы, услуги печатных мастеров, оборудование оплачивалось союзом и предоставлялось в безвозмездное распоряжение его членам. Надо отметить, что, в отличие от комбината графических искусств на ул.Вавилова, где печатались заказы больших коммерческих тиражей, здесь условия работы были намного комфортнее, подбор камней качественней, квалификация мастеров выше и подход к работе носил индивидуальный характер. Мастерская называлась «экспериментальной», и сюда приходили для того, чтобы делать не заказные, а творческие, авторские листы небольшими тиражами.

Все ведущие мастера советской графики – разумеется, из тех,
кто занимался литографией – прошли через эту мастерскую.
Кибрик, Верейский, Шмаринов, Максимов, Демко – все они работали в этой мастерской,
и это далеко не весь список известных фамилий. Поэтому мне, как человеку, занимающемуся литографией всю жизнь и помнящему эту мастерскую в работе, было особенно досадно, когда к середине 90-х мастерская была вынуждена закрыться из-за прекращения государственного финансирования.
Возобновление деятельности


Идея возобновить деятельность мастерской была мною реализована в 2006 году на собственный страх и риск и на собственные же средства. Был сделан полный ремонт помещения, восстановлено оборудование, приобретены все профессиональные расходные и рисовальные материалы, а также некоторое количество камней в дополнение к уцелевшим. Благодаря тому, что круг художников, серьёзно занимающихся печатной графикой, относительно узок, нас связывают многолетние профессиональные и дружеские связи, что дало мне возможность довольно быстро собрать обширную коллекцию мастерской взамен утраченной, и эта коллекция постоянно пополняется. В ней есть произведения всех ведущих имен российской и советской графики за последние 40 лет, представлены все классические техники авторской печати – литография, офорт, гравюра. Общий объём коллекции – приблизительно 10 000 листов,
и она продолжает расти.
Мастерская живёт в своём новом качестве уже 16 лет, постоянно принимает всех желающих поработать в технике литографии, проводит обучающие мастер-классы и организовывает выставки как у себя, так и на выездных площадках. За эти годы здесь сформировалась превосходная команда единомышленников-энтузиастов, любящих своё дело и готовых развивать и популяризировать и деятельность мастерской, и литографию в целом как уникальный вид авторской печати. Особенность нашей команды в том, что здесь нет технического персонала – все, кто работает здесь и помогает с работой другим, сами являются профессиональными художниками, успешно работающими в авторской литографии.
Коллектив мастерской
Разумеется, коллектив складывался постепенно – первые годы мне приходилось обеспечивать работу мастерской самостоятельно, с некоторой эпизодической помощью старых друзей, и это было непросто. Поворотным моментом стало моё согласие на руководство литографской мастерской в МГАХИ им. Сурикова в 2009 году. С тех пор ситуация начала постепенно меняться – молодые художники, бывшие какое-то время моими студентами, подхватили идею существования и развития мастерской и активно включились в её деятельность.
На мой взгляд, подобная преемственность - очень важный момент; теперь, оканчивая институт и желая продолжить работу в любимой технике, молодые люди уже знают о существовании такой возможности. В мастерской царит атмосфера истинного творчества – здесь уважают традицию, здесь приветствуется любое новаторское начинание и здесь всегда рады новым знакомствам – будь это гости, коллеги или просто заинтересованные зрители.
Основатель и руководитель мастерской
Екатерина Смирнова
Что для меня литография? Это тридцать лет моей жизни, в которой не было ни одного скучного дня. Драгоценность листа бумаги в сочетании с богатейшим набором пластических возможностей, от тонкого рисования до завораживающей нерукотворности фактур - вроде бы случайных,
но на самом деле управляемых.
Роскошное богатство печатной поверхности -
и абсолютная свобода в выборе языка.
И конечно, азарт поиска и способность удивляться разнообразию ответов, что находятся на каждый заданный тобою вопрос
Автор статьи
Что для меня литография?
Это тридцать лет моей жизни, в которой
не было ни одного скучного дня. Драгоценность листа бумаги в сочетании
с богатейшим набором пластических возможностей, от тонкого рисования до завораживающей нерукотворности фактур - вроде бы случайных, но на самом деле управляемых.
Роскошное богатство печатной поверхности - и абсолютная свобода
в выборе языка. И конечно, азарт поиска
и способность удивляться разнообразию ответов, что находятся на каждый заданный тобою вопрос